локомотив - Главная
паравоз - Паровозы

Классификация паровозов.

 

По ширине колеи паровозы бывают ширококолейные (расстояние между головками рельсов 1520 мм) и узкоколейные. По размещению запасов воды и топлива они подразделяются на тендерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо расположены на самом паровозе.

Паровозы различают по осевой характеристике. Осевая характеристика состоит из трех цифр: первая указывает число бегунков — осей в передней тележке, вторая — движущих осей, третья — число поддерживающих осей, т. е. осей в задней тележке.

Современные паровозы имеют от трех до пяти движущих колесных пар. Количество бегунковых и поддерживающих колесных пар обычно бывает не более двух. Так, например, паровоз О, имеющий одну бегунковую, три движущих и одну поддерживающую колесную пару, обозначается цифрами 1-3-1, которые характеризуют его тип, или его колесную характеристику. Паровоз серии Э с пятью движущими колесными парами, не имеющий бегунковых и поддерживающих колесных пар, относится к типу 0-5-0; паровоз П36 с четырьмя движущими, двумя бегунковыми и двумя поддерживающими колесными парами обозначается 2-4-2.

Паровозы бывают двух-, трех- и четырехцилиндровые, а по системе паровой машины—однократного и двукратного расширения. В настоящее время на наших железных дорогах работают только двухцилиндровые паровозы с паровой машиной однократного расширения.

Партия построенных одинаковых паровозов называется серией. Для различия отдельных серий паровозов у нас принято присваивать им буквенные обозначения русского алфавита, которые обычно даются по наименованию завода, разработавшего данный паровоз, по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию паровоза обозначают свободной буквой алфавита. Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом, паровоз серии К — Коломенским заводом, паровоз серии Б — Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его конструктора—Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л обозначена двумя буквами ЛВ (Ворощиловградский).

Некоторым сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и правительства: ФД — Феликс Дзержинский, СО — Серго Орджоникидзе.

Многие серии паровозов имеют еще дополнительные обозначения к основной букве (индексы). Обычно верхние индексы указывают на изменение основной серии или ее особенность (например: у — усиленный, м — модернизированный, р — реконструированный, п — с перегревателем или пассажирский и т. д.).

На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельсы в тоннах, например: ФД20 — нагрузка от оси на рельсы 20 тс, ФД21 — нагрузка 21 тс; С017, СО18 и СО19 — с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельсы. поперечный балансир; 40 — передняя тележка; 41 — пружина

"ТМ" №6-1974 г.